Елецкое кружево
Впервые Европа познакомилась с кружевным чудом из Ельца в 1873 году на Всемирной выставке в Вене, причем работы елецких мастериц сразу привлекли внимание публики и получили высокую оценку специалистов.Елецкие кружева получали разного рода дипломы, медали на Всемирных выставках в Париже (1937), Брюсселе (1958), Монреале (1967), Осаке (1970).В 1994 году на выставке в Москве елецкие кружева были удостоены золотой медали.Всего же «елецкое чудо» экспонировалось на 120 международных выставках, всякий раз неизменно вызывая восхищение.Елецкое кружево зародилось в богатых купеческих семьях и помещичьих усадьбах. Там выплетались кружева исключительно для домашнего обихода и, главным образом, для украшения полотенец.Постепенно оно стало обслуживать не только потребности домашнего быта и народных обрядов, но и церковного богослужения.Документально подтвержденной датой рождения елецкого кружева следует считать 1801 год.К этому времени относится сохранившееся кружевное полотенце со словами: «Сей плат шила дьяконова дочь Александра Ивановна, 1801 год».На полотенце – белые кружева, льняные, с золотой шёлковой сканью по контурам фигур. Среди фигур – олень, птица и цветочный куст. Они выполнены «полотнянкой» и «сеткой». О елецком происхождении данного кружева говорит изображение оленя и наличие «сетки».Постепенно кружево приобрело свой неповторимый облик, главной отличительной чертой которого стали природные мотивы и растительные орнаменты. В елецком кружеве встречаются узоры, типичные только для этой местности – «гречишка», «жемчужка», «паучки», «вороний глаз», «павлинка», «реченка». Нитки и ткани окрашивались экологически чистыми, растительными составами собственного приготовления – из лепестков желтоцвета получали желтую краску, из полевого василька – голубую.К середине ХIХ века домашнее женское ремесло кружевоплетения превращается в Ельце в художественный промысел. Кружево плели и по заказам и для себя.Расцвет истории елецкого кружева приходится на 1870–1880-е годы, его производство по своему объему занимало в России первое место.В Ельце и соседних волостях (Ламской, Дрезгаловской, Суворовской, Воронецкой) насчитывалось около десяти тысяч кружевниц, изготовляющих не менее 2 миллионов аршин кружев, на сумму до 300 тысяч рублей.Накануне первой мировой войны мастериц стало больше сорока тысяч. А центром кружевоплетения становится Елецкий Знаменский женский монастырь.
Мценское кружево
Еще в ХVIII веке помещица Протасова открыла под Мценском мануфактуру по производству кружева. Она пригласила из Бельгии двух учительниц, и те обучали местных девушек. Русские девушки учились с интересом, но перенимали иностранное искусство творчески. Очень скоро мотивы их плетения стали настолько уникальны, что во всем мире заговорили о русском кружеве. Это было самое крупное кружевное производство в России. Круглый год на коклюшках работали 1200 мастериц. Продукцию поставляли царскому двору, вывозили в Англию и Турцию.В конце ХIХ — начале ХХ веков много сделала для жителей Мценска княгиня Анна Дмитриевна Тенишева. Она открывала школы и больницы для неимущих в городе, окрестных селах и деревнях. В 1899 году она открыла во Мценске школу кружевниц для девочек 8-12 лет. Девочек учили не только ремеслу, но и грамоте, и основам рисунка, а так как количество обучающихся росло, то при школе был создан интернат для наиболее способных жительниц окрестных сел. Девочки там жили на полном пансионе.Качество мценского кружева росло. На Всемирной выставке в Париже оно было удостоено серебряной медали, а на выставке в Глазго — почетного диплома.
Своим общим характером мценское кружево близко елецкому, как близки территориально оба эти уезда. Но мценское более архаично, в нем довольно долго держалось численное плетение с набором излюбленных мотивов, как, например, «замки и раки» — очень плотное, с трудно различимыми крестовидными фигурами, или такое же плотное с узором из городчатых ромбов. Кроме численного, применялось сцепное плетение с узкой полотнянкой, едва выступающей за рельеф скани, и традиционными народными узорами с густыми фонами. Исполняли его мценские мещанки и крестьянки «для себя». В конце XIX столетия еще доживали свой старый век старые мастерицы протасовской кружевной мануфактуры. В богатых купеческих семьях плели льняное с цветными шелками, нередко с введением металлической нити, кружево для приданого невест. В 1860 годы преобладало парное мерное кружево, в основном геометрических рисунков. В большинстве узоров требовалось всего 20 пар коклюшек, в некоторых — больше ста. В конце девятнадцатого века в Мценске появляются общераспространенные клюни, гипюры и другие модные типы кружева.Исследователи и знатоки кустарных промыслов отмечали, что мценское кружево было необычайно тонким, ажурным и самобытным, отличалось использованием архаичных узоров, а золотосеребряное кружево к концу 19 века кроме Мценска практически нигде уже не выплетали.
С образованием промысла мценские плетеи легко освоили новые образцы, но любимыми остались привычные рисунки: павы по сторонам цветка, двуглавый орел между кустами с изогнутыми ветками. Еще в 1860-е годы мценское кружево сохраняло свое высокое художественное достоинство. Преобладало парное мерное, в основном геометрических рисунков типа «барабанчики», «кружки-денежки».
Его плели из белой и суровой льняной, белой, черной и кремовой шелковой, белой, красной и синей хлопчатобумажной нитей. В большинстве узоров требовалось 20 пар коклюшек, в некоторых же — более 100. В конце XIX века в Мценске появляются общераспространенные «клюни», гипюры и другие модные типа кружева, затем и «русский валансьен».
Мценский промысел ограничен самим городом и одной пригородной Стрелецкой слободой. Однако в нем было занято около 5000 мастериц. В течение года в Мценске выплеталось до 150000000 аршин мерного кружева. Отдельные предметы делались по заказу. С началом первой войны его производство стало сокращаться, и промысел совсем захирел. Сейчас он не существует.
Отличительной особенностью мценского кружева является активное использование геометрических мотивов, в то время, как в елецком кружеве чаще используют растительный орнамент. Если сравнивать с вологодским кружевом, то там более плотный, насыщенный узор, фоновых решеток почти не используют, а в Ельце и Мценске очень часто, потому узор получается более воздушным.
Вятское кружево
До сих пор нет точных сведений, о том, в какое время кружево появились на Вятской земле, как и откуда оно пришло. Бытует предание, что в начале ХVIII века какой-то знатный плотник, изучавший плотничье дело в Голландии и женатый на голландке, по возвращении в Россию указом Петра I был направлен мастеровым по кораблестроению в Воронеж, однако за провинность попал в немилость и чтобы избежать казни бежал из Воронежа в вятские леса, обосновавшись в Кукарке. Здесь он работал по плотничьему делу, а жена занималась плетением кружев и обучала этому промыслу местных женщин.В конце ХVIII – начале ХIХ века существовало на Вятской земле и кружево крестьянское, которое плелось из домашней пряжи без сколков простым рисунком. Украшали таким кружевом полотенца и дарили в качестве свадебного подарка.В середине ХIХ века кружевом начали украшать свою одежду представители дворянства и состоятельные горожане. В Кукарке к 80-м годам ХIХ века кружевоплетением занимались уже более 500 женщин. Плели они кружево по готовым сколкам, самостоятельно составлять рисунки умели лишь немногие.В 1890-е годы кружевоплетение на Вятке получает широкое распространение. Стремясь помочь кустарям, перспективами развития промысла заинтересовалось Вятское земство. В это время активно создаются школы кружевоплетения, издаются для мастериц альбомы с рисунками и сколками кружев.Купцы активно торговали вятским кружевом на ярмарках, его везли и вниз по Волге, и вверх по Каме. Знали кукарское кружево в Самаре, Саратове, Казани, Оренбурге, Астрахани, Перми, Уфе, Петербурге. Через Дальний Восток кукарское кружево шло в Японию, охотно покупали его также в Англии, Франции, Голландии, Швеции, США.Плетут кружева коклюшками – маленькими деревянными палочками попарно. Про кружево говорят, что оно сплетено из 8, 12, 20, 40 и более пар. В настоящее время все кружева создаются преимущественно двумя способами – парной и сцепной техниками плетения.Парной исполняются мерные кружева – прошва, край, различные оплеты, мелкие узоры, или, как говорят мастерицы, мотивы. Мерное кружево выплетается большим количеством пар коклюшек. Узор парного кружева состоит из простейших ритмично повторяющихся геометрических фигур разной плотности.Покрывала, скатерти, занавески, дорожки, салфетки, накидки, воротнички, отделки к платью – так называемые штучные изделия – выплетаются сцепной техникой. Плетутся они тоже парами коклюшек, но все изделие еще при подготовке сколка делится на части, сообразуясь с рисунком.Техника кружева везде одинакова, но плетут в каждой области по-своему. Поэтому и различается кружево кукарское, вологодское, рязанское. Отличается кружево друг от друга художественными приемами. Кукарское кружево разнообразно в плетении валюшки. Нигде, кроме кукарского кружева не разрабатываются так богато и решетки – они могут быть со звездочками, ромашками. В одном изделии соединяются две-три разные по типу решетки. Их комбинации придают кружеву особую нарядность и красочность. Решетка помогает основному рисунку-орнаменту. Одним из самых главных отличий вятского кружева считается разнообразие переплетений в одной вещи, которые придают изделию ажурность, легкость, красоту.Используя разнообразные техники плетения, кружевницы создают интересные разработки растительного и цветочного орнаментов. Полет фантазии мастериц поистине неудержим. Вот где душа народа раскрывается полностью во всей ее красоте и многогранности.Сегодня, как и раньше, для создания ручного кружева требуются всё те же нехитрые предметы. Деревянная подставка из двух перекрещивающихся рам необходима для поддержания подушки-бубна – небольшого по размеру, туго набитого опилками валика с ровной поверхностью. Наволочка бубна шьется из светлой ткани, чтобы не испачкать кружево. Назначение бубна – держать прикрепленный к нему рисунок будущего кружева – сколок. Основные инструменты мастерицы – маленькие деревянные палочки с круглой головкой на конце – коклюшки. Их точат из березы или вереса – у них «звон приятнее». Коклюшки используют парами, наматывая одну нить сначала на одну коклюшку, а потом на другую. Во время работы коклюшки ударяются друг о друга, издавая звонкую нежную «мелодию». Вязальный крючок, игла для накола и разные по составу нити также необходимы кружевнице.Но самое основное – еще до начала плетения придумать и нарисовать будущее кружево. Сделать это может только художник. Любой рисунок кружева состоит всего из четырех элементов: тесьма-полотнянка (по-вятски называют «валюшка»), фоновая сетка-решетка, плетешок (шнурочек) и насновки (элементы овальной формы).В настоящее время наиболее крупными предприятиями-производителями кружевных изделий в Кировской области являются компания «Юг» (Вятские Поляны) и ООО «Фабрика строчевышитых и кружевных изделий «8 Марта» (Киров), поставляющее свою продукцию во многие регионы России. Продолжают создавать кружевные изделия и отдельные мастерицы, наиболее известные в их числе Любовь Анцыгина, Валентина Песикова, Ольга Крупина, Елена Куприна.