Термоклеевые прокладочные материалы
Не претендую на полный обзор, но пробегусь по основным позициям, которыми пользуюсь сама.
- Дублерин — это обычная ткань, на одну сторону которой нанесён слой клея. Различаются дублерины плотностью, составом основы, растяжимостью, а также характером нанесения клеевого покрытия (высотой и частотой клеевых точек). Я пользуюсь в основном дублеринами : -воротничковым, не слишком плотным- тонким и растяжимым на трикотажной основе. Это приклад номер один в моей мастерской. Незаметен, пластичен, не портит свойств основы, и в то же время помогает держать форму. Улучшает вид самой неказистой материи. Шифоновый дублерин от Hensel — это главный мой помощник. Дорогой, но стоит своих денег.- с основой типа марлевки. Покупаю тоже Германского производства, он дешевле трикотажного и плотнее. Укрепляю детали пальто, иногда- борта жакетов.
дублерин на трикотажной шифоновой основе Hensel
дублерин на хлопковой основе
воротничковый дублерин Hensel
- Флизелин — это нетканый прокладочный материал с клеевым покрытием. Бывает разной толщины и плотности. Нитепрошивной и простой. Я использую флизелины редко, в основном в планках рубашек или плательных воротничках, да и то — предпочитаю дублерин на шифоновой основе. Флизелин выберу, если изделие шью из недорогой ткани. Покупаю только нитепрошивной тонкий.Флизелиновые кромки. Бывают нитепрошивные и простые. Применение: дублирование срезов, швов.
- Отличный материал, удобный, но дорогой. Я в целях экономии нарезаю полоски нужной ширины сама из тех материалов, что есть под рукой.
- Клеевые корсажные ленты. Это материал для изготовления поясов. Выпускается разной ширины, одинарные или двойные, с перфорацией по краю, что облегачает разметку и позволяет пояс сделать идеально ровным.
- Клеевые паутинки и сеточки. Это просто слой клея, без основы. Убивают пластику ткани напрочь, делая деталь «деревянной». Не покупайте и не применяйте их никогда. Если они все ещё присутствуют в вашей мастерской, то найдите и выбросьте, чтобы не дай б-г куда-либо не приклеить.
корсажная клеевая лента
флизелин тонкий
нитепрошивной флизелин
Самый обычный вопрос, который возникает при дублировании: какие детали дублировать? Тонкостей здесь тьма, и одну и ту же деталь в одном случае мы дублировать будем, а в другом -нет. Чтобы понимать ЧТО укреплять, нужно понимать ЗАЧЕМ. Это как в любой задачке: когда понимаешь суть процесса, то запоминать алгоритм решения не нужно, — ты сам выстроишь его наилучшим образом без подсказок.
Зачем дублировать детали верхней одежды.
- Чтобы придать форму изделию (пальто, жакеты). Как говорит изумительный мастер (и моя подруга) Светлана (Мило): «Проклеенная рубашка –это плащик, а непроклееный пиджак – это рубашка» .
- Сохранить форму (фасон) одежды в процессе эксплуатации (пальто, жакеты).
- Предохранить срезы от растяжения (карманы, низы, проймы, горловина)
- придавать тканям стойкость к сминанию (воротнички, манжеты)
- повысить упругость в местах постоянного деформирования (воротнички).Итак, дублируем для красоты, надежности и долговечности. Иллюстрации из учебника «Основы технологии швейного производства» , 2001г. автор Труханова А.Т.
Какие детали одежды нужно дублировать
- В верхней одежде дублируют полностью: полочки, подборта, верхний воротник, подворотник, клапаны, листочки. Наша цель — придать и сохранить форму.
- Зональное (частичное) дублирование: борта полочек, боковые части полочек, входы в карман, шлицы . Это дополнительная жесткость для придания формы и предотвращения растяжения.
- Дублирование срезов от растяжения: низ изделия, низ рукавов, срезы пройм, горловины, вход в карманы. На этом этапе «включите» ваше чутьё. Данный пункт нельзя применять «прямо и в лоб». В пальто и жакетах однозначно -да, укрепляем срезы дополнительно. Но в платьях -не всегда. Вам нужно прочувствовать — стоит ли утяжелять низы, стоит ли уменьшать пластичность срезов и увеличивать толщину швов.
- Дублирование производят до стачивания деталей.
- Направление долевых основной ткани и термофиксирующих прокладок должны совпадать.
- как правило, детали из прокладки выкраивают без припусков на швы, точно по размеру лекала.Наглядные схемы дублирования деталей одежды:Давайте остановимся на этих общих правилах и не будем запутываться в исключениях. Ибо дублерины нынче выпускают в таком чудесном ассортименте, что не во всяком сыщешь долевую.
дублирование полочки жакета
дублирование женского жакета
фронтальное дублирование полочки жакета, зональное дублирование входа в карман, дополнительное дублирование низа и шлицы жакета.
Хитрости и тонкости дублирования. Мой опыт.
- Детали из термоприклада выкраиваю без припусков на шов, точно по лекалам. Но стачивающую строчку прокладываю так, чтобы дублерин на 1 мм попал в шов. Исключение : воротники и манжеты.
- Дублирую детали после примерки, а не до. Вначале уточняю форму, пропорции и размер изделия, которые устраивают меня и заказчика, затем распарываю, корректирую, и лишь затем укрепляю детали прокладками.
- делаю несколько тестов на кусочках материи разными видами термодублеринов. Выбираю лучший.
- Под застежки (петли, пуговицы, молнии) материал дублирую всегда, по умолчанию.
- Обтачки дублирую всегда (кроме косых беек, разумеется), предпочитаю тонкие трикотажные дублерины.
-
В рубашках и блузках
: планки, воротники, манжеты
-
в платьях
: обтачки, мелкие детали (манжеты, клапаны), воротники, застёжки.
-
в трикотаже
: иногда слишком растяжимые срезы. Плечевые -часто. В зависимости от свойств трикотажа и того, что я хочу получить от изделия.
-
в брюках и юбках
: пояс. В юбках -щлицу.
- вход в (кроме накладных) от растяжения кромкой «по долевой»
- Жалею утюг: клей с тонких дублеринов может проникать наружу. Использую тонкий сухой проутюжильник, кладу его одной и той же стороной вверх и часто стираю.
- Утюгом не нужно «возить» по поверхности. Поставить на поверхность, надавить и считать про себя до 10 секунд. Затем переставить утюг на следующий дублируемый участок.
- Не нужно стирать и мочить клеевые дублерины. Это совершенно бесполезное занятие в реалиях наших дней. Производители научились делать потрясающие по своим качествам прикладные материалы, и тема их усадки ушла в далекое прошлое. Ещё раз: в моей практике я ни разу не встречалась с усадкой клеевых дублеринов.
- покупаю дулерины только на натуральной основе — хлопковой, вискозной.
- Не нужно экономить на прикладе. Некачественные, кондовые клеевые способны «убить» весь внешний вид изделия, а вашу работу свести «на нет» после первой же стирки. Я давно взяла за правило покупать немецкие хорошие термоприклады, чаще – на трикотажной тонкой основе. Дорогие они сейчас, это да. Не выкидываю межлекальные выпады, а собираю их в мешочек, — они потом всегда пригождаются для зонального дублирования или для фиксации осыпающихся краев.
- Хотите шить хорошо? Никогда не применяйте клеевые паутинки и сеточки. Точка.
- Для меня открытым остается вопрос — пользоваться ли паром в процессе дублирования. Раньше я пользовалась пром и влажным проутюжильником, но после беседы со специалистом Hensel, которая отвергла пар категорически, я практикую дублирование без пара. Разница неочевидна, сравнение и опыты продолжаю.
Ваше мнение может не совпадать с мнением редакции в моём лице, и это нормально.
дублирование верхней манжеты
дублирование воротника и стойки
укрепление выреза горловины на осыпающейся тонкой шерсти
Не так давно мне крупно повезло побывать на складе, побеседовать, и даже записать шикарные советы ведущего менеджера торгующей фирмы Хензель (Hensel). Киевляне, вам за богатствами термоприкладов сюда: г. Киев, ул. Горького, 16 (не реклама). Все специалисты дилерского центра проходят обучение в Германии, поэтому эти советы – непосредственно от производителя, что весьма ценно.
Правила дублирования от Hensel
- Выдержать направления долевых нитей и в ткани, и в дублерине.
- Дублируйте на жёсткой поверхности
- Продублированная деталь должна застыть. Для этого нужно оставить её на жёсткой поверхности на 15 минут.
- Если вы выдержали режимы дублирования вначале, то после этого возможны любые паровые операции, химчистки, — всё что угодно.
- На одну и ту же ткань пробуйте разные дублирующие материалы. Подбирать правильный дублерин нужно методом испытания. Попробуйте на кусочке: устраивает ли вас такая плотность и жесткость? Или нужна деталь более пластичная?
- Производители предлагают разные термодублерины. Обратите внимание на клеевой слой: крупные точки, мелкозернистые, точка с высокой головкой, конусные точки – все материалы разные и предназначаются для разных тканей.
- Рыхлые ткани: выбираем редкую точку, но высокую. Клеевая капелька попадает в волокна материи, проникает и фиксируется. Если взять мелкозернистую точку, то она только зацепит верхние ворсинки и не закрепится надежно.
- Вопрос: — что делать, если нужно оторвать дублерин? Ответ: — обдать паром, размягчить, отодрать, а затем клей счистить спиртом.
- Дублируем в течение 16 секунд или 20 секунд, — для разных видов дублерина. Время нужно выдержать!
- Не пользуйтесь паром! Только сухой горячий утюг.
- Вопрос: — Как дублировать воротнички и манжеты? Ответ: — для воротничков условия дублирования очень жёсткие. На фабриках по производству сорочек установлены специальные прессы –тиски. Что можно сделать в условиях маленькой мастерской без специальной техники: Поверхность должна быть абсолютно ровная и жёсткая. Гладильная доска не подходит, лучше обеденный стол. Утюг нужно взять тяжёлый. Надавить на 25 секунд всем своим весом. Проследите, чтобы не «палил» утюг. Да, не всякая материя выдержит, и за 25-30 секунд может произойти опаливание ткани. Подложите тонкую бумагу на дублирующий слой. Никакого пара!
- Для изготовления поясов удобны специальные ленточные дублерины. Одинарные – для мужских, потому что в них используется корсажная лента. И двойные женские.
Я благодарю менеджера Ирину за потрясающую экскурсию по складу, очень жалею, что поздно включила диктофон и не взяла с собой фотоаппарат. Ухожу с сумкой, полной свертков и кулёчков. Дублирую воротнички теперь по всем правилам.
Если честно, то после разговора со «специально обученным человеком» я пребывала в некотором удивлении. Столько нового для себя узнала, будто перезагрузку прошла. Паром не пользуюсь теперь, давлю на утюг на столе, покрытым сукном и считаю до 16 секунд. Результатами довольна, как слон!
Ваш опыт дополнит тему дублирования, если вы оставите комментарий. Материала по клеевым в интернете крайне мало, а тема архи-важная. Правильным дублированием можно изменить внешний вид изделия на «отлично», а неумелым — «убить» . Давайте прояснять ситуацию). Желаю всем удачного шитья!
Ещё статьи по теме
Базовые приемы шитья27.09.2017Запошивочный шов10.06.2017французский шов26.08.2015Московский шов05.08.2015
Зачем он нужен?
Разберемся, что это такое. Флизелин или дублерин – это легкой тонкий нетканый материал, который используется для фиксирования деталей одежды по всей их поверхности. Наличие клеевой прокладки у деталей вещи — это предотвращение возможной деформации, особенно если у нее сложный крой, а также возможность стирать изделие, не переживая за сохранность его формы и внешнего вида.
С одной стороны полотна материал матовый, с другой – блестящий. Не ошибитесь при проклейке: клеевая сторона – это та, которая блестит. Если блеск клея визуально определить сложно, пощупайте рукой. Клей наносится в виде ощутимых точек, полосок или клеточки.
Каким вещам обязательно требуется дублирование клеевой подкладкой? Это такие детали одежды как пояса, карманы, вороты, хлястики, погоны, шлевки, бретельки, клапаны, гульфики. Кроме того, обязательно требуется фиксировать швы при шитье застежек, горловин, кокеток на юбках. Если вы шьете из рыхлых тканей, обязательно фиксируйте такие детали как петли для пуговиц. Здесь также можно использовать формбанд.
Есть и другой вид материала – это водорастворимый флизелин для вышивки, его, в отличие от обычного, применяют по иной технологии.
Производство
При производстве прокладки за основу берется бумажная масса. Ее готовят из модифицированных волокон целлюлозы, жидкой основы и некоторых укрепляющих добавок. Вся масса тщательно перемешивается и затем по технологии непрерывного литья превращается в тонкую ленту. После вытягивания волокна дополнительно прессуют, чтобы сделать еще тоньше; если есть разрывы, то их подклеивают, а затем материал просушивают и заворачивают в рулоны.
Достоинства и недостатки
Как и у любого другого материала, у флизелина или дублерина есть свои плюсы и минусы. Ключевое достоинство – эта низкая цена и доступность. Купить его можно в любом швейном магазине по низкой цене — 20-40 рублей за метр.
Недостатки:
- Низкая плотность: любое неосторожное движение, и непрочное полотно прокладки разорвется даже быстрее, чем тонкая бумага. Если же вы специально возьмете полотно повышенной плотности, то изделие с его использованием получится слишком жестким и грубым;
- Подвергается деформации: прокладка мнется и ломается в месте сгиба;
- Малая износоустойчивость: когда прокладка с обеих сторон не защищена слоем ткани, она истреплется и придет в негодность.
Выбор ткани
В зависимости от того, какую ткань вы выбираете для изготовления изделия, подбирается определенный тип флизелина, или дублерина. Если шьете вы регулярно, имеет смысл держать у себя в запасе несколько разновидностей подкладки, чтобы выбрать подходящую. Чтобы опытным путем определить, какой именно вид подложки лучше всего подходит к материалу, наложите на ткань несколько фрагментов различных флизелиновых подкладок, затем проутюжьте и пощупайте полученный результат. Наиболее удачным будет тот, который будет незаметен визуально с лицевой стороны и который не сделал ткань грубее и жестче. Важно также обратить внимание на то, чтобы флизелин, или дублерин, хорошо держался на материале.
Разновидности:
- Н180 –легкой тонкий и мягкий флизелин для ткани, который лучше всего подходит к основе из шифона, вискозы или шелка;
- Н200 – мягкая, но при этом хорошо держащая форму прокладка, хорошо идет к тканям из 100%-го хлопка;
- G405, Н410 – используется в качестве слоя подкладки в пошиве брюк, пальто, жакетов из плотной ткани. Вид Н410 оснащен дополнительными волокна ми, благодаря которым подкладка гораздо лучше держит форму;
- F220 подходит тканям, хорошо переносящим кипячение – допустим, льну.
Также клеевой слой бывает разных цветов.
При покупке того или иного вида флизелина или дублерина, обязательно обращайте внимание на его маркировку. От нее зависит, как правильно ухаживать за изделием:
- PES: изделие можно стирать при деликатном режиме на температуре не выше 40 градусов;
- PET: обычная стирка в машинке-автомат либо на руках;
- PA: только сухая чистка клеевой.
Основные условные обозначения ухода за тканью
— стирать с нейтральными моющими средствами в холодной воде при максимальной температуре 30°С (щадящая стирка)- не стирать, можно лишь подвергать химической чистке- только ручная стирка, не тереть, не отжимать. Температура стирки 30°C—40°C- разрешена химчистка— не отбеливать, нельзя использовать хлоросодержащие моющие средства и стиральные порошки с отбеливателями— утюжить при низкой температуре до 110°С (синтетические ткани: полиакрил, полиамид, полиэстр, ацетат)— утюжить при средней температуре до 150°С (хлопок, шелк, шерсть, полиэстр, вискоза), через слегка увлажненную ткань или утюгом с пароувлажнителем
Стоит отметить, что «ручная стирка» подразумевает стирку в тазике с небольшим добавлением моющего средства, ткань не следует отжимать. Если это хлопок — сушить в вертикальном положении, шерсть — в горизонтальном. Утюжить полотно допускается во влажном состоянии во избежание заломов. Если стирка запрещена, то перед раскроем ткань нужно обработать утюгом с паром.